Остались вопросы?
WhatsApp Phone
Блог по психологии

Комплекс неполноценности

Джессика хочет больших результатов в жизни, говорит о своей проблеме:


"Меня вечно что-то останавливает, у меня какие-то блоки, страх делать что-то новое".


В отношениях с Сакеном тоже беда - она постоянно ждет что он будет что-то делать для нее, у нее масса ожиданий, в результате которых происходят ссоры из-за того что "он меня не понимает".


Джессика ловит себя на мысли, что очень много осуждает себя, что ей нужно быть идеальной, страдает от чувства стыда, что другие чего-то добились, а она нет.

Рассмотрим ее главную проблему - комплекс неполноценности.


Внутри психики Джессики есть несколько звеньев:


1. Критикующая, заставляющая, отвергающая часть - отпечаток одного из значимых взрослых детства. Для этого взрослого Джессика должна была быть послушной, не проявлять эмоции, делать то что ей говорят, а не то, что внутри она ощущала как, нужное ей.


Для того, чтобы выжить, она должна была подавить все свои активные способности и истинные желания, иначе ее отвергали.

Ей знакомы манипуляции на чувстве вины - она постоянно чувствовала, что что-то делает 
не так. Нужно было соответствовать всем ожиданиям, иначе - холодное игнорирование вместо любви, либо наказание криком.


Эта часть говорит Джессике:


  • "Тебе нельзя";
  • "Перестань";
  • "Будь другой";
  • "Тебя все бросят, ты никому не будешь нужна";
  • "Ты виновата";
  • "Ты плохая";
  • "Тебе должно быть стыдно".



2. Из-за появления предыдущей части, Джессике нужно как-то подавить в себе себя. Для этого, формируется вторая часть - Ложное Я.


Это специальная роль, маска, мертвая личность, которая нужна для того, чтобы была возможность выключить себя и включить ту, которая послушная, прилежная, готовая жертвовать собой, максимально спокойная и удобная.


Эта часть заставляет Джессику быть идеальной и лишает ее свободы. Джессика думает, что если она будет такой, то обязательно получит все что ей нужно.


Эта часть говорит Джессике:


  • "Будь идеальной";
  • "Ты делаешь мало";
  • "Ты не можешь быть в чем-то хуже других, иначе ты будешь плохой и критикующая часть будет давить на тебя, обвиняй других".

3. Та часть, которую Джессика подавила - Истинное Я. Подавлена она была в детском возрасте, соответственно, в таком же состоянии она и осталась.


Эта часть верит, что если Джессика будет идеальной, будет прислушиваться к внутреннему критику, то ей наконец дадут свободу, она станет счастлива.


Она хочет всего и сразу, как и маленький ребенок ищет того, кто бы ее спас от первых двух частей, ищет ее во вне, например в Сакене.


Ей все нужно быстро, здесь и сейчас - ребенок 
не умеет выдерживать ожидания.

Ей нужно бесплатно и легко - потому, что это форма безусловной материнской любви.


Итак, Джессика должна быть "идеальной", иначе критикующая часть будет всячески ее обесценивать, унижать, заставлять чувствовать стыд.


Отсюда появляются все блоки в деньгах, выборе отношений и общении с другими людьми - она абсолютно не может выдержать своей НЕ идеальности.


Если вдруг она признает что у нее есть какие-то ограничения, она чего-то не может, она кому-то 
не нравится, то появится огромная вина из-за того, что мертвая личность (Ложное Я) слишком сильное.



И вот, она стоит и доказывает, какая она хорошая 
и подавляет в себе все чувства. Например - 
заставляет себя общаться с теми, кто ей противен.


И вот, она боится устроиться на хорошую работу, потому что страх совершить ошибку, быть 
не идеальной, вдруг я кому-то не понравлюсь просто выключает ее действия и включает лень.


И вот, она ищет спасателя, который исполнит все 
ее желания, потому что, ей запрещено это делать самой. Запрещено слышать себя, самой принимать участие в том, чтобы любить себя.

И вот, она каждый день смотрит в зеркало 
и осуждает свою внешность - "А у подружки ноги длиннее, я такая стремная!"


И вот, она сравнивает себя с одноклассником 
в инстаграм, потому что он успешный, а она такой быть не может, и испытывает сначала гнев, а потом вину и бессилие.


В любых ссорах ей важно найти виноватого, 
а не решить общую проблему, потому что 
ее мышление заточено под "хорошо-плохо".


Либо ты хорошая, либо ты плохая и чувство стыда съест тебя, придется столкнуться 
с внутренней болью, которую когда-то в детстве ощущало Истинное Я (когда ей запрещали, её отвергали, игнорировали, оставляли 
в одиночестве и тд).


Джессика разучилась любить простые вещи, свои маленькие достижения. Ей нужно чтобы она была миллиардером и как можно быстрее. Но вот парадокс: за одним делом появляется другое, а счастья так и не прибавляется.


Отложенная жизнь - это способ подкреплять свое Ложное Я, которое дает надежду, что когда-то ты ощутишь то самое детское счастье. Когда ее спрашивают - а когда ты последний раз была счастлива? На языке только один ответ - когда-то давно в детстве.

Она берет кредит, покупает себе айфон, но не чувствует никакой радости. Долгов и трат становится все больше - а все ради того, чтобы закрыть материальным ту большую дыру которая есть от нехватки Истинного Я.


Для нее просить - это унижение. Проявлять чувства и желания - слабость. Признать, что в отношениях есть две ответственные стороны - такого не может быть, виноваты только другие. Признаться себе в том, что есть определенные точки роста на которые стоит взглянуть - огромная боль. Все это раздутое Ложное Я.


Она отчаянно ищет спасателя - того, кто будет ей говорить только хорошее, чтобы подкреплять Ложное Я, стремление к идеальности. У нее есть простая схема:


  • Мне нужен кто-то (что-то) кто даст мне ценность. (позаботится обо мне или полюбит меня, ведь я не умею дать это себе)
  • Я жертвую собой, чтобы получить это. (страдаю в отношениях, делаю то что от меня требуют)
  • Я жду, что мне дадут то, что мне надо. (питаю надежды, фантазирую, ожидаю что мои потребности исполнят как надо и без отказов)
  • Я злюсь когда мне дают не то что надо.

И все это потому что сама не могу быть ценной для себя. Вся ценность давно обесценена, все действия наполнены страхом неидеальности, а ежедневный стыд и самообвинения съедают то, что осталось.

Отношения Родители
Made on
Tilda