Я все детство была «правильной девочкой». С мальчиками держаться за руки нельзя, должна получать только пятерки, высшее образование превыше всего.
Я всю жизнь подстраиваюсь под правила, но они ни разу не подстраивались под меня.
Отношений нет. Зарабатываю так что едва хватило бы на оплату квартиры, если бы я переехала от родителей.
Что со мной не так? Почему я делаю-делаю а результатов в жизни нет?
В авторитарной семье девушки всегда правили жесткие ограничения. Ею руководил страх быть отверженной, любое правило каралось сильным моральным наказанием. Нужно было стать идеальной для всех, чтобы чувствовать себя невиновной.
![](https://static.tildacdn.com/tild6538-6261-4431-b663-386132616633/low-spirited-woman-w.jpg)
Нужно было стать удобной.
В детстве это помогало выжить в родительской семье. От этого зависела жизнь. И вот, девочка повзрослела. Но привычка подчиняться всему миру осталась.
Каждый день ее что-то раздражало:
Приходит в больницу - почему-то уже пятый человек проходит без очереди перед ней.
На работе вместо нее повышение получает другая девушка, которая проработала всего месяц (а наша героиня - почти два года). Кроме того, в связи с пандемией зарплату урезали половине отдела. Она как раз в этой половине.
У подруг есть классные и добрые мужья, а она встречает только оболтусов.
«Такое ощущение, что весь мир против меня. Я злюсь и раздражаюсь на все, но не показываю. Мне кажется если я сейчас пойду в магазин и захочу там что-то купить, до меня это кто-то заберет».
Кстати, мы такой эксперимент и провели. Она вышла в магазин за мороженным с орешками, а его не было.
- А еще, я вечно всех спасаю. Мне обязательно нужно чтобы каждый человек переходил дорогу в правильном месте. Чтобы слова были написаны без ошибок. Чтобы все лежало на своих местах.
- Что происходит иначе?
- Я начинаю беситься и учить людей жизни.
Маска «учу всех жить» - следствие детской подавленности. Девушка была старшей сестрой в семье, но никто не слушал ее мнения. Ее чувства мало кому были интересны. Главное, чтобы она была удобной дочерью. Это больше функция чем живой человек.
- Я рассказываю все это и у меня болят плечи.
- Закройте глаза. Представьте себя в комнате со стороны. Что там, на ваших плечах?
-железо. Много всякого железа. Так тяжело под ним находиться.
При подобных случаях нельзя просто так «вылезти» или схитрить с таким образом. Если она там находится, значит есть цель. Оно же понятно что ей тяжело и она хотела бы выйти. И давно бы вышла. Но ее держит цель.
Железные тяжелые предметы на плечах - это нагружающие жизнь родительские ожидания и правила.
- Давайте спросим у этого образа: а кто изготовитель этого железа?
- почему то в голову приходит что мама.
- Перед вами появляется мама. Что чувствуете? Что происходит?
- Все осталось также. Я думаю что это тяжесть ее жизни. Она все решила взвалить на свои плечи, забрав у отца. Металл же это мужское, для мужчин. Она взяла, а я ей помогаю.
Картинка исчезла.
Исходя из этой «ниточки» было понятно что у мамы претензии к своему собственному отцу. Она забрала на себя все мужское и «тащила» это. Она же лучший мужчина в ее жизни, поэтому папа девочки, будучи младшим в семье, часто не мог противостоять давлению властной супруги и просто подключался к ней.
Дочь также забирала все это к себе. Когда в доме есть авторитет, лучше перенимать все у него, иначе рискуешь остаться без обеда.
- Представьте себя в детстве. В любом возрасте. Где вы находитесь? Сколько вам?
- Наверное 10-12 лет. Я в темном помещении.
- Рассмотрите детальней, что там?
- это как тюремная камера.
Камера и железные прутья - это самоограничения. По сути, уже стало чуть проще, потому что металл переместился с плеч на землю.
- эта клетка полностью закрыта, или есть выход?
- дверей в ней нет.
Отсутствие дверей говорит о том что она сама себя туда посадила. Скорее всего это значит что больше нужно не маме от нее что-то, а наоборот.
- а что есть?
- окно. Оно большое и открытое. Но я не могу на него попасть. Бетонная стена мешает.
- если бы у нее был голос, то как бы он звучал?
- мамин голос. Не пущу говорит.
- скажите этой стене: я не хочу больше занимать твое пространство. Я мешаю тебе. Я хочу оставить тебя здесь в покое. Я стала барьером для тебя. Но больше не хочу им быть.
Это был парадокс, но... стена просто превратилась в дверь. А все почему: дочь ждала от мамы разрешений. Ждала от мамы признания за все ее успехи, за достижения. Поэтому во всем ограничивала себя. Пока не стану идеальной - не получу «призы». Синдром отложенной жизни и раздражение на тех, у кого она не отложена.
Мама, в свою очередь, долгое время видела в старшей дочери себя. Нужно доказать мужскому миру что ты чего-то стоишь. Быть первой, номер один. И вот, как только дочь обзавелась наградами и дипломами, мама будто успокоилась, а на то что дочь не может найти себя в жизни реагировала как «ничего, здесь будешь жить пока не получится».
А получилось бы только если бы сбежать замуж. Но все равно было бы неудачно, она же схематично встречала одних и тех же. Таких как папа.
Точнее таких, как мама говорила о папе. Весь ее образ мужчин был как предателей и агрессоров.
- Что вы чувствуете сейчас?
- Я понимаю что нужно сделать. Легче стало просто от понимания что я не ужасная а все время только и делаю что не слышу себя и не вижу адекватных вещей. Да мама уже давно не против чтобы я переехала! А я сижу и не хочу вырастать, потому что не знаю как может быть иначе.
- что вы могли бы сделать, понимая ситуацию полностью?
- полюбить себя.
- это довольно расплывчато звучит. Давайте лучше так:
Задание: дневник любви к себе.
Каждый день вы в одно и тоже время ведете для себя ревизию дня. Записываете все моменты, где вы за день позаботились о себе и записываете 5 идей на завтрашний день. Любые мелочи.
В любви к себе нет ничего сложного, просто все привыкли считать что это только когда у тебя телефонный звонок с Димашем или ты купил Камри.
Все начинается с простого, нужно научиться замечать это.
Когда ты терпеть не можешь свои жизненные результаты ты всегда будешь находить возможность раздражаться от успеха других людей, от зависти к ним. Поэтому нужно сместить фокус на себя. Нужно постоянство, а такие записи помогут его держать.
Нужно начать контролировать собственную жизнь, собственные желания. Когда хочется пойти не по правилам - это не всегда плохо. Если правила нет в Законодательстве, то стоит задуматься в его рациональности.
Мы договорились что она будет записывать все подобные правила и оценивать их с разных сторон. Начали с правила про очередь.
«Мне нельзя выбегать вперед своей очереди, даже если мне нужно отстоять 2 часа чтобы задать вопрос на 10 секунд»
- а если у вас дома утюг горит, ты вы бы попросили людей в очереди?
- конечно!
- и что, обязательно должен утюг устроить пожар в квартире, или можно просто попробовать задать вопрос?
- Так это же можно с любым правилом так.
- Именно. Назовем это «проверка утюгом». А если бы утюг, то я бы сделал это? Если да, то попробовать стоит.
Кроме этого были и другие задания, в частности по сепарации, этот блок есть в ПБД. Мы составили план по которому она будет двигаться.
Важная книга для нее - «Хорошие девочки попадают в рай, а плохие - куда захотят» -Уте Эрхардт.
Важный фильм - «Красотка на всю голову» «Черный лебедь»