Остались вопросы?
WhatsApp Mail Phone
Блог по психологии

Удобный для окружающих, неудобный для себя

Девушка, около 30 лет, обратилась со своей историей. Разбор и работа шла около 4 часов.

Я все детство была «правильной девочкой». С мальчиками держаться за руки нельзя, должна получать только пятерки, высшее образование превыше всего.

Я всю жизнь подстраиваюсь под правила, но они ни разу не подстраивались под меня.

Отношений нет. Зарабатываю так что едва хватило бы на оплату квартиры, если бы я переехала от родителей.

Что со мной не так? Почему я делаю-делаю а результатов в жизни нет?

В авторитарной семье девушки всегда правили жесткие ограничения. Ею руководил страх быть отверженной, любое правило каралось сильным моральным наказанием. Нужно было стать идеальной для всех, чтобы чувствовать себя невиновной.


Нужно было стать удобной.

В детстве это помогало выжить в родительской семье. От этого зависела жизнь. И вот, девочка повзрослела. Но привычка подчиняться всему миру осталась.

Каждый день ее что-то раздражало:

Приходит в больницу - почему-то уже пятый человек проходит без очереди перед ней.

На работе вместо нее повышение получает другая девушка, которая проработала всего месяц (а наша героиня - почти два года). Кроме того, в связи с пандемией зарплату урезали половине отдела. Она как раз в этой половине.

У подруг есть классные и добрые мужья, а она встречает только оболтусов.

«Такое ощущение, что весь мир против меня. Я злюсь и раздражаюсь на все, но не показываю. Мне кажется если я сейчас пойду в магазин и захочу там что-то купить, до меня это кто-то заберет».

Кстати, мы такой эксперимент и провели. Она вышла в магазин за мороженным с орешками, а его не было.

- А еще, я вечно всех спасаю. Мне обязательно нужно чтобы каждый человек переходил дорогу в правильном месте. Чтобы слова были написаны без ошибок. Чтобы все лежало на своих местах.
- Что происходит иначе?
- Я начинаю беситься и учить людей жизни.

Маска «учу всех жить» - следствие детской подавленности. Девушка была старшей сестрой в семье, но никто не слушал ее мнения. Ее чувства мало кому были интересны. Главное, чтобы она была удобной дочерью. Это больше функция чем живой человек.

- Я рассказываю все это и у меня болят плечи.
- Закройте глаза. Представьте себя в комнате со стороны. Что там, на ваших плечах?
-железо. Много всякого железа. Так тяжело под ним находиться.

При подобных случаях нельзя просто так «вылезти» или схитрить с таким образом. Если она там находится, значит есть цель. Оно же понятно что ей тяжело и она хотела бы выйти. И давно бы вышла. Но ее держит цель.

Железные тяжелые предметы на плечах - это нагружающие жизнь родительские ожидания и правила.

- Давайте спросим у этого образа: а кто изготовитель этого железа?
- почему то в голову приходит что мама.
- Перед вами появляется мама. Что чувствуете? Что происходит?
- Все осталось также. Я думаю что это тяжесть ее жизни. Она все решила взвалить на свои плечи, забрав у отца. Металл же это мужское, для мужчин. Она взяла, а я ей помогаю.
Картинка исчезла.

Исходя из этой «ниточки» было понятно что у мамы претензии к своему собственному отцу. Она забрала на себя все мужское и «тащила» это. Она же лучший мужчина в ее жизни, поэтому папа девочки, будучи младшим в семье, часто не мог противостоять давлению властной супруги и просто подключался к ней.

Дочь также забирала все это к себе. Когда в доме есть авторитет, лучше перенимать все у него, иначе рискуешь остаться без обеда.

- Представьте себя в детстве. В любом возрасте. Где вы находитесь? Сколько вам?
- Наверное 10-12 лет. Я в темном помещении.
- Рассмотрите детальней, что там?
- это как тюремная камера.

Камера и железные прутья - это самоограничения. По сути, уже стало чуть проще, потому что металл переместился с плеч на землю.

- эта клетка полностью закрыта, или есть выход?
- дверей в ней нет.

Отсутствие дверей говорит о том что она сама себя туда посадила. Скорее всего это значит что больше нужно не маме от нее что-то, а наоборот.

- а что есть?
- окно. Оно большое и открытое. Но я не могу на него попасть. Бетонная стена мешает.
- если бы у нее был голос, то как бы он звучал?
- мамин голос. Не пущу говорит.
- скажите этой стене: я не хочу больше занимать твое пространство. Я мешаю тебе. Я хочу оставить тебя здесь в покое. Я стала барьером для тебя. Но больше не хочу им быть.

Это был парадокс, но... стена просто превратилась в дверь. А все почему: дочь ждала от мамы разрешений. Ждала от мамы признания за все ее успехи, за достижения. Поэтому во всем ограничивала себя. Пока не стану идеальной - не получу «призы». Синдром отложенной жизни и раздражение на тех, у кого она не отложена.

Мама, в свою очередь, долгое время видела в старшей дочери себя. Нужно доказать мужскому миру что ты чего-то стоишь. Быть первой, номер один. И вот, как только дочь обзавелась наградами и дипломами, мама будто успокоилась, а на то что дочь не может найти себя в жизни реагировала как «ничего, здесь будешь жить пока не получится».

А получилось бы только если бы сбежать замуж. Но все равно было бы неудачно, она же схематично встречала одних и тех же. Таких как папа.
Точнее таких, как мама говорила о папе. Весь ее образ мужчин был как предателей и агрессоров.

- Что вы чувствуете сейчас?
- Я понимаю что нужно сделать. Легче стало просто от понимания что я не ужасная а все время только и делаю что не слышу себя и не вижу адекватных вещей. Да мама уже давно не против чтобы я переехала! А я сижу и не хочу вырастать, потому что не знаю как может быть иначе.
- что вы могли бы сделать, понимая ситуацию полностью?
- полюбить себя.
- это довольно расплывчато звучит. Давайте лучше так:

Задание: дневник любви к себе.

Каждый день вы в одно и тоже время ведете для себя ревизию дня. Записываете все моменты, где вы за день позаботились о себе и записываете 5 идей на завтрашний день. Любые мелочи.


В любви к себе нет ничего сложного, просто все привыкли считать что это только когда у тебя телефонный звонок с Димашем или ты купил Камри.

Все начинается с простого, нужно научиться замечать это.

Когда ты терпеть не можешь свои жизненные результаты ты всегда будешь находить возможность раздражаться от успеха других людей, от зависти к ним. Поэтому нужно сместить фокус на себя. Нужно постоянство, а такие записи помогут его держать.

Нужно начать контролировать собственную жизнь, собственные желания. Когда хочется пойти не по правилам - это не всегда плохо. Если правила нет в Законодательстве, то стоит задуматься в его рациональности.
Мы договорились что она будет записывать все подобные правила и оценивать их с разных сторон. Начали с правила про очередь.

«Мне нельзя выбегать вперед своей очереди, даже если мне нужно отстоять 2 часа чтобы задать вопрос на 10 секунд»

- а если у вас дома утюг горит, ты вы бы попросили людей в очереди?
- конечно!
- и что, обязательно должен утюг устроить пожар в квартире, или можно просто попробовать задать вопрос?
- Так это же можно с любым правилом так.
- Именно. Назовем это «проверка утюгом». А если бы утюг, то я бы сделал это? Если да, то попробовать стоит.

Кроме этого были и другие задания, в частности по сепарации, этот блок есть в ПБД. Мы составили план по которому она будет двигаться.

Важная книга для нее - «Хорошие девочки попадают в рай, а плохие - куда захотят» -Уте Эрхардт.

Важный фильм - «Красотка на всю голову» «Черный лебедь»
Разборы
Made on
Tilda