Остались вопросы?
WhatsApp Mail Phone
Блог по психологии

Самые болезненные, детские обиды.

Ни о чем люди не плачут так горько, как о своем детском опыте. Потому что детские обиды – самые болезненные. Ребенок беззащитен перед миром, он не в состоянии дать себе ощущение безопасности. И ничего не травмирует больше, чем не выстроенные в детстве доверительные отношения с родителями, дающие опору.

Моя задача как психолога в том, чтобы помочь понять, как взаимодействовать с родителями, как принять свои детские обиды и как научиться быть благодарным за то хорошее, что между вами было.

Как вылечить внутреннего ребенка, который недополучил любви, как обрести целостность и жить своей жизнью, без привязки к детским обидам. Травмированные дети необязательно те, кого «не до любили». Те, которых «пере любили», в той же категории. Это дети, которым показывали мир через розовые очки. Они воспринимают его как нескончаемый день рождения с кучей подарков и дифирамбов в свою честь. А столкнувшись с реалиями, они осознают свою незначительность для окружающего мира и конечно, страдают.


«Где же золотая середина?»
На мой взгляд, вопрос не в том, какое детство можно считать идеальным для «взращивания» психологически здоровой, не травмированной личности, а в ее готовности к ответственности во взрослой жизни. Эта готовность выражается в принятии прошлого опыта, понимания, что родители дали максимум из того, что могли. Ровно столько, сколько сами получили в детстве от своих родителей. Это хорошо помогает понять пример про стакан, из которого нельзя поделиться водой, если он пуст...

Зато в терапии можно понять, какие программы и убеждения сформировались в детстве и насколько они повлияли на взрослую жизнь.

Это осознание дает ресурс для «взрослых выводов», замены разрушающих убеждений и родительских программ на новые.

Не так важно, каким было детство. Важно родителям сформировать у ребенка понимание, что только он хозяин своей жизни. И от него будет зависеть, каким будет его путь. Для этого нужно давать ребенку определенную степень свободы, поддержку, и конечно, ответственность.

Важно в сложных ситуациях не говорить, как НАДО поступать, а уметь задавать ОТКРЫТЫЕ вопросы:

  • «Почему ты думаешь, это случилось?»
  • «Какой вывод ты сделал из этой ситуации?»
  • «Как нам это выяснить?»
  • «Как ты думаешь, что будет, если…?»

Это даст возможность ребенку принимать собственные решения и анализировать свой опыт. И даже если ему во взрослом возрасте будет, что сказать своему психологу (а есть мнение, что каждому из нас есть что сказать о своем детстве), то с большей долей вероятности, он будет готов взять на себя ответственность за то, какие выводы и убеждения он берет с собой во взрослую жизнь, а какие оставляет в детстве.

Или так и останется жить в «детской позиции».
Самоисследование
Made on
Tilda