Моя задача как психолога в том, чтобы помочь понять, как взаимодействовать с родителями, как принять свои детские обиды и как научиться быть благодарным за то хорошее, что между вами было.
Как вылечить внутреннего ребенка, который недополучил любви, как обрести целостность и жить своей жизнью, без привязки к детским обидам. Травмированные дети необязательно те, кого «не до любили». Те, которых «пере любили», в той же категории. Это дети, которым показывали мир через розовые очки. Они воспринимают его как нескончаемый день рождения с кучей подарков и дифирамбов в свою честь. А столкнувшись с реалиями, они осознают свою незначительность для окружающего мира и конечно, страдают.

«Где же золотая середина?»
На мой взгляд, вопрос не в том, какое детство можно считать идеальным для «взращивания» психологически здоровой, не травмированной личности, а в ее готовности к ответственности во взрослой жизни. Эта готовность выражается в принятии прошлого опыта, понимания, что родители дали максимум из того, что могли. Ровно столько, сколько сами получили в детстве от своих родителей. Это хорошо помогает понять пример про стакан, из которого нельзя поделиться водой, если он пуст...
Зато в терапии можно понять, какие программы и убеждения сформировались в детстве и насколько они повлияли на взрослую жизнь.
Это осознание дает ресурс для «взрослых выводов», замены разрушающих убеждений и родительских программ на новые.
Не так важно, каким было детство. Важно родителям сформировать у ребенка понимание, что только он хозяин своей жизни. И от него будет зависеть, каким будет его путь. Для этого нужно давать ребенку определенную степень свободы, поддержку, и конечно, ответственность.
Важно в сложных ситуациях не говорить, как НАДО поступать, а уметь задавать ОТКРЫТЫЕ вопросы:
- «Почему ты думаешь, это случилось?»
- «Какой вывод ты сделал из этой ситуации?»
- «Как нам это выяснить?»
- «Как ты думаешь, что будет, если…?»
Это даст возможность ребенку принимать собственные решения и анализировать свой опыт. И даже если ему во взрослом возрасте будет, что сказать своему психологу (а есть мнение, что каждому из нас есть что сказать о своем детстве), то с большей долей вероятности, он будет готов взять на себя ответственность за то, какие выводы и убеждения он берет с собой во взрослую жизнь, а какие оставляет в детстве.
Или так и останется жить в «детской позиции».