Остались вопросы?
WhatsApp Mail Phone
Блог по психологии

Истоки человеческого поведения

Истоки человеческого поведения в отношениях между друг другом берут прямое начало в детстве и формируются в самые первые годы рядом с материнской фигурой. 

Когда многие люди видят перед собой очень навязчивого партнера, нежного и легкого на подъем ребенка, избегающего любых контактов подростка чаще всего они не могут объяснить причин такого поведения. 
Почему даже братья и сестры, живущие в одной семье, могут быть настолько разными в проявлении своих чувств и построении отношений со взрослыми? 
На этот вопрос ответила Мэри Эйнсворт, полноценно изучив его в одном из самых знаменитых экспериментов ХХ века. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы исследовать, как дети в возрасте от 1 года до 1,5 используют маму, чтобы изучать окружающий мир.
 Специально для эксперимента на стену небольшой комнаты в Университете Хопкинса поместили экран, прозрачный только с одной стороны, чтобы наблюдать за поведением младенцев. 
Помещение было оборудовано под игровую комнату. Ход эксперимента был очень простым. Сначала в игровую входили мама и ребенок. Давалось время, чтобы ребенок привык к новой обстановке. Затем в комнату входил незнакомец. 
На следующем этапе мать выходила, оставляя ребенка с чужаком. Затем она возвращалась, а незнакомец выходил. Потом мать снова выходила, оставляя ребенка одного. На предпоследнем этапе незнакомец входил в комнату к ребенку, оставшемуся в одиночестве. В конце мать возвращалась в комнату, а незнакомец снова ее покидал. 
Наблюдая за поведением разных детей до, во время и после разлуки с матерью Мэри Эйнсворт выделила 3 типа привязанности, а позже, был добавлен четвертый. 
1. Надежная привязанность формируется у детей, которые растут в атмосфере дружной, любящей семьи, где есть постоянный эмоциональный контакт. Потребности ребенка всегда слышат родители и создают ему ощущение безопасности, в результате чего, дети учатся активно исследовать окружающий мир и выдерживают самостоятельность, при этом, не теряя внутреннего контакта со значимыми людьми. 
«Надежные» доверяют окружающим, ощущают себя любимыми и нужными, уважают как себя, так и партнера, как свои потребности, так и чужие. 
Они легко адаптируются к состоянию фрустрации и проявляют смелость в жизни и отношениях.
 Примеры надежной привязанности. Ребенок, оставленный в комнате мамой, не паникует и легко находит чем себя занять. Он коммуникабелен, создает дружественные отношения с детьми и взрослыми вокруг, открыто говорит о том, что для него важно. 
Подросток с надежным типом привязанности хорошо адаптируется в школе и среди сверстников, своевременно интересуется своим будущим, берет на себя ответственность, а в периоды ссор или непонимания может разделять ответственность между другим и собой, договариваясь о сотрудничестве. Взрослый с таким типом привязанности не проявляет невротических черт. Это может быть спокойная, уверенная в себе женщина, которая строит партнерские, а не созависимые отношения. 
При недовольстве она понимает ограничения другого человека и либо договаривается, либо принимает решение о продолжении или остановке общения. Она интересуется другим не меньше, чем собой.
2. Тревожная привязанность развивается в атмосфере непоследовательного поведения взрослых. То они рядом, то их нет вообще, то разрешают все, то запрещают самые простые мелочи. В состоянии хаоса у ребенка не развивается способность доверять миру, он живет в постоянной попытке предугадать что будет дальше, чувствует себя слабым, зависимым, не правильным.
Примеры тревожной привязанности. Ребенок после ухода мамы начинает сильно кричать, и не поддается успокоению, даже тогда, когда мама вернулась обратно. Он может быть агрессивен по отношению к матери и другим взрослым, недоверчив, мнителен, мало тянется к изучению мира вокруг и общению с другими. 
Подросток ощущает свою низкую самооценку всецело: он проявляет черты беспомощности, сомнений в себе, боязни каждого своего шага и действия, болезненно реагирует, когда его оставляют или делают что-то без него. Взрослому важно чтобы он находился в центре внимания, потому что он полностью зациклен на себе. 
Ему всегда нужны подтверждения любви, бесчисленные знаки внимания, и, даже если он не получает их, то живет во внутренней фантазии что они когда-то появятся. 
Он очень требователен к себе и другим людям, жесткие правила того, как быть «хорошим» создавались почти всю жизнь. Это люди, стремящиеся в созависимые отношения, которые часто разочаровываются в людях, потому что видят в них свою фантазию, а не реального человека. 
3. Избегающий тип привязанности проявляется после безразличного отношения взрослых к ребенку. 
Он учится делать все самостоятельно очень рано и отвергает любые попытки других людей сблизиться. Эйнсворт предположила, что так ребенок учится маскировать свое горе, потому что считает, что его чувства и потребности никому не важны. 
Примеры избегающего типа привязанности. Ребенок, который никак не реагирует ни на уход матери, ни на ее возвращение, практически не коммуницирует с ней, держит ее на расстоянии. Подросток, развивая эти черты, сторонится других людей и считает общение с ними малозначимым. Он чувствует себя одиноким, но не видит возможности сблизиться с кем-то, потому что считает, что он никому не важен. 
Он не общается с родителями, у него мало друзей, и он ищет способы отвлечься от человеческих отношений. Во взрослом возрасте это может быть мужчина-трудоголик, который не заинтересован в построении отношений. Он ходит на свидания, но дальше 2-3 встреч дело никогда не движется. Он уходит от всего, что связано с чувствами и эмоциями, запирается в себе и собственных мыслях. 
4. Дезориентированная привязанность развивается в атмосфере страха, насилия или выживания. Вместо дружелюбных и близких отношений человеком выбирается фактор силы – «Боятся, значит уважают». Они склонны к тому, чтобы доказывать другим людям свою ценность, а после того, как их внимание получено – бросают этих людей или начинают давить своей силой или авторитетом. Здесь нет чувств, здесь есть только ощущение власти и доминирования.
 Примеры дезориентированной привязанности. Ребенок, который убегает при виде взрослых людей, прячется, бросается в них игрушками, и, увидев, что взрослому больно, подбегают обратно и много с ним разговаривает.
Подросток, который ведет несколько асоциальный образ жизни – дерется, доказывает свою правоту там, где это не нужно, в основном использует только силу. Победив всех вокруг, он убежден, что теперь его примут и будут уважать, а значит – у него будут отношения без страха
Во взрослом возрасте, например у женщины, это может проявляться в форме долгого и навязчивого периода ухаживаний за мужчиной, а затем, резкого разрыва отношений. Также, в форме постоянного подавления своего партнера через унижения, контроль или любую форму абъюза. 
Привязанность – чувство близости, возникающее при ощущении симпатии или преданности кому-либо или чему-либо. Привязанность основывается на основе врожденной потребности в эмоциональной близости. 
Замечательное, на мой взгляд, объяснение важности привязанности приводит Л. Петрановская в книге «Тайная Опора»: «Тот, к кому ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия. Живет ли семья в роскошном особняке или в трущобах, в мегаполисе или в джунглях, живет ли она как все семьи вокруг, или сильно отличается от социальной нормы – ребенку все равно. Родители есть, они рядом, они смотрят на меня с любовью, они отзываются на мой плач – все в порядке.
 Вокруг может быть экономический кризис, глобальное потепление, эпидемия гриппа, наводнение или война – если сами родители в порядке, если они с ребенком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокойными – ему хорошо. Потому что благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится». 
Готовность ребенка слушаться определяется не нотациями и поучениями, не наказаниями и призами, а качеством привязанности.
Чем надежнее связь с родителями, чем больше они для ребенка «свои», тем естественней для него их слушаться, а незнакомых – нет, тем естественней ему доверять миру и открываться к людям, говорить о своих потребностях. Чем надежней привязанность, тем легче строятся.
Made on
Tilda