Остались вопросы?
WhatsApp Mail Phone
Блог по психологии

Как много ты себе запрещаешь?

Как много ты себе запрещаешь?

В ходе познания себя выясняется, что в нас уйма внутренних запретов и предписаний - мы ограничены жизненным сценарием.
Внутренний запретэто устойчивая установка, барьер. Он формируется и закрепляется процессом родительского влияния(вербального и невербального) или пережитым психотравмирующим опытом и является непродуктивным на текущий период времени, мешающим в осуществлении значимых для личности целей.
В ходе жизни эти запреты/приказания становятся нашим внутренним голосом и принципами жизни. Возникает иллюзия, что это наши мысли, что это мы так думаем. Но это всего лишь иллюзия.
Когда-то принятые запреты и сценарные решения для ребенка были наилучшей стратегией для выживания в мире, в моменты когда мир казался ему враждебным.
Что же это за приказания?
1. Не живи. Данный запрет выражается в мыслях «Лучше бы меня не было», в ощущении себя ущербным, ненужным и чувстве вины за свое существование. Причинами такого приказания могут быть нежелательная женитьба родителей, «случайная» беременность, когда ребенок «мешал» родителям реализовывать свои мечты.
2. Не будь собой. Будь другим. Проявляется в стеснении, в дискомфорте быть собой, в сравнивании себя с другими, и желанием «подстроиться» и быть удобным. Родители транслировали "Такой, какой есть - ты нам не нужен". Возможно родители хотели девочку, а родился мальчик, или наоборот. Возможно сравнивали ребенка с другими, поощряя только необходимые им проявления, игнорируя и порицая неугодные. Создавая до себя образ идеального ребенка, загоняли реального ребенка в рамки.
3. Не будь ребенком. Люди, живущие согласно данному предписанию излишне серьезные и напряженные. Они не умеют радоваться и получать удовольствие от мелочей и часто имеют проблемы с расслаблением и отдыхом. Есть сложности с творчеством и креативностью. Часто эта участь настигает старших детей. А также выходцев из дисфункциональных семей, где родители пили/ употребляли наркотики и т.д. Бывает, родители сами находятся в детской позиции, и транслируют, что два ребёнка на семью, это много. Во всех случаях ребенок берет чрезвычайно много ответственности.
4. Не взрослей. Человек принимает решение «тормозить». Быть несамостоятельным, избегающим ответственности. Часто, родители «дарят» это послание младшим или единственным детям, проявляя гиперопеку, дабы продолжать чувствовать свою значимость как родителя. Или чтобы «не остаться одному в старости», транслируют «не покидай меня».
5. Не делай успехов. С таким приказанием, люди отказываются от мечты, они робеют и сомневаются и редко достигают целей. Возникает оно в последствии родительского ревностного отношения к успехам ребенка - «а вот у меня не было такой возможности». Или в постоянном страхе за ребенка - «нельзя хвалить, вдруг возгордится», «а вдруг позавидуют», «вдруг отнимут» и т.д.
6. Ничего не делай. Нет понимания, что нужно предпринять, есть ощущение бесполезности своих действий. «Ты все делаешь неправильно, лучше вообще ничего не делай». Родители не верят, что ребенок справится с трудностями, они видят мир опасным и блокируют любую инициативу.
7. Не высовывайся. Не будь лидером. Проявляется в принижении себя и своих успехов, отсутствии инициативы, а также в страхе проявляться и заявлять о себе. В этом случае, родителям нужен был удобный ребенок - «Куда ты лезешь? Больше всех надо?», «Буду терпеть тебя если не будешь просить и говорить о своих желаниях».
8. Не принадлежи. Проявляется в презрительном отношении к другим и отчужденностью от людей - ощущение себя «белой вороной» и лишним. Родители транслируют, что ребенок не такой как все. Обесценивается принадлежность к какой-то группе, месту, полу, национальности. Или после развода презрение и запрет на общение с семьей отца/матери.
9. Не будь близким. Запрет на эмоциональную/физическую близость и послание «не доверяй». Такое послание ребёнок получает в следствии отсутствия достаточного физического контакта с родителем или если родитель надолго уходит, оставляет ребенка или умирает.
10. Не будь здоров. Люди с таким предписанием, часто болеют, сострадают ипохондрией и пользуются болезнью, чтобы получать любовь и заботу близких. Передается в случае проявления внимания и заботы к нему только во время болезни.
11. Не думай. Человек считает, что все знают лучше него - он глупый. Присутствует неуверенность, желание снять с себя ответственность и быть только исполнителем. Появляется в следствии обесценивания интеллектуальных способностей ребенка - «вырастешь - поймешь», «молчи за умного сойдешь!» и др.
12. Не чувствуй. У человека имеются сложности с пониманием собственных чувств и телесных ощущений, а также их вербализацией. В детстве для таких детей был запрет на чувства - «не ной», «не злись». Родители бывают не способны выдержать эмоциональные всплески детей, и проще их запретить. Возможно было навязывание ложных ощущений - ты замерз, ты хочешь есть, спать. Иногда такие люди хорошо чувствуют других людей, но не себя. Так как приходилось считывать настроение родителя и подстраиваться, чтобы беречь атмосферу в семье.
В какой-то период жизни, эти запреты помогают нам выжить. Но чаще, они как оковы останавливают нас в проживании счастливой жизни.
Хорошая новость в том, что НЕСМОТРЯ на то, что они даны нам ДРУГИМИ людьми, снимать запреты и давать себе РАЗРЕШЕНИЕ, можем только мы САМИ.
Психолог Альфия Бельгибаева
Made on
Tilda